Что приходит вам на ум, когда вы слышите слово «демо»? В контексте компьютерного программного обеспечения, многие из вас могут подумать «демо, сокращение от демонстрации коммерческого программного обеспечения». Ну, конечно, это одна из интерпретаций…
Сначала немного истории… в ранние дни компьютеров (начало-середина 80-х) существовало много программного пиратства. В те времена почти все программное обеспечение поставлялось с защитой от копирования. Те, кто вырос сегодня, могут найти это странной концепцией, поскольку сегодня большинство программ защищено серийными номерами, которые необходимо ввести при установке программного обеспечения.
Защита от копирования была лишь общим методом предотвращения несанкционированного копирования программного обеспечения. Однако со временем это превратилось в непрерывную гонку: по мере разработки более сложных схем защиты от копирования хакеры/крекеры обходили их. Теперь эти крекеры не были скромным сборищем и любили получать признание за взлом новейшего и лучшего программного обеспечения. Взманное программное обеспечение часто сопровождалось экраном с кредитами, где крекер говорил несколько приветствий и присваивал себе заслуги за свою работу. В конце концов, крекеры уделяли немного больше времени экрану взлома, добавляли немного музыки, немного анимации, еще несколько приветствий… пока не произошло нечто забавное…
В итоге появились самостоятельные работы. Теперь я не претендую на то, что знаю точную историю развития… но где-то в процессе сами графические/музыкальные работы стали главной целью.
«Демо» и целая демо-сцена возникли. Эти демо были сложным сочетанием искусства, музыки, математики и программирования. Ранние демо включали простые эффекты, такие как полосы прокрутки, тексты прокрутки и простая векторная графика… но в конечном итоге кодеры демо старались выжать из оборудования максимум. Новые демо пытались «переплюнуть» предыдущие, добавляя больше графики и выполняя более сложные вычисления. Если вы не помните оборудование того времени, пик демо-сцены, вероятно, пришелся на компьютер Amiga, компьютер на базе 8-мегагерцового процессора 68000 с несколькими пользовательскими чипами. Скорость была всем – поэтому язык ассемблера был единственным способом программирования демо.
Формировались демо-группы, часто включавшие кодеров, художников и музыкантов. Также появлялись ежегодные конкурсы, где демо-группы соревновались своими последними творениями. Со временем демо переместились на ПК, особенно когда стало ясно, что у Amiga нет большого будущего. Но, как ни странно, демо-сцена так и не получила полного развития на Mac.
На Mac появилась небольшая демо-сцена, и в последнее время наблюдается некоторая активность и новые демо. При всем уважении к кодерам за время, которое они вложили, эти демо, как правило, не сравнимы с полноценными демо Amiga. Их все еще очень интересно смотреть и наслаждаться ими.
Для получения дополнительной информации, включая архив практически всех известных демо-версий Mac, посетите Mac Demos HQ.
Связанные ссылки
Chaosmint Demo — короткая демо-версия для Mac
MacProphecy — порт демо Voodoo 3dfx для Mac (требуется карта 3dfx)