Операционный директор Apple Тим Кук выступил сегодня на симпозиуме по технологическим инвестициям Goldman Sachs. Аудиозапись доступна в формате Quicktime на сайте Apple.com.
Кук отвечает на вопросы об Apple, iPhone и многом другом.
Сегодня индустрия мобильных телефонов, многие платят за них 0 долларов. Угадайте почему? Столько они и стоят! Если мы предлагаем что-то с огромной ценностью, то есть нечто, чего раньше не существовало в сознании людей, что было невообразимо… Я думаю, есть немало людей, которые заплатят 499 или 599 долларов, а наша цель — достичь 10 миллионов, и я бы предположил, что некоторые из этих людей платят 0 долларов, потому что столько это и стоит, и готовы заплатить чуть больше, потому что это стоит больше.
Относительно Apple TV и отсутствия в нем функции DVR:
Это не то, чем он является. Наш взгляд заключается в том, что это DVD-плеер 21-го века, и поэтому мы не пытаемся быть DVR или приставкой. Мы сосредоточены на том, чтобы брать контент, уже имеющийся на вашем Mac или ПК, и смотреть его на вашем телевизоре.
Далее следует расшифровка соответствующих частей:
В: Как вы поддерживаете такой быстрый темп инноваций?
О: Я работаю в Apple с начала 1998 года, и после каждого крупного анонса продукта нам задают этот вопрос. Сможете ли вы сохранить темп? Закончится ли это? Если подумать о ряде продуктов, которые появились за это время. Мы начали с iMac. Подумайте, как эволюционировал iMac. Подумайте об iPod и iPod mini. Многие задавали этот вопрос после iPod mini, и вот, выходит iPod nano. Подумайте об OS X и каждой из основных ревизий операционной системы, и я бы сказал, что наша корпоративная культура очень проста. Мы нанимаем людей, которые хотят создавать лучшие продукты в мире, и создаем атмосферу, в которой они могут бросать вызов друг другу, чтобы создавать лучшие продукты. И это глубоко заложено в ДНК компании. …. Могу сказать, что именно поэтому люди приходят работать в Apple.
В: Некоторые из старших руководителей Apple работают в компании уже некоторое время. И некоторые уходят или рассматривают уход. Хотя у вас много творческих людей в компании, они не проходили таких же испытаний, как некоторые более опытные сотрудники. Можете ли вы рассказать о том, как вы можете продолжать… поддерживать эту тенденцию.
О: Apple — удивительная компания, и я не до конца понимал, насколько она удивительна, пока не попал туда. И ощущение того, что тебя не обременяют бюрократия, политика и все сопутствующие вещи, присущие любому бизнесу. Так что эта атмосфера очень, очень уникальна, и, честно говоря, у нас нет проблем с привлечением людей на работу, и у нас так много всего происходит, а инновации так глубоко укоренились здесь. Хотя вы можете видеть 5-6 или 10 наиболее заметных людей, компания полна очень умных людей. У нас были некоторые кадровые перестановки в руководстве, но, как это бывает во взрослой компании, мы запланировали хорошую преемственность, и, я думаю, по нашим результатам видно, что продукты продолжают появляться.
В: iPhone. Практически с того момента, как Стив сошел со сцены, пресса и другие начали приводить причины, по которым Apple не сможет преуспеть на рынке телефонов. Можете ли вы рассказать, почему вы считаете, что Apple добьется успеха.
О: iPhone — это революционный проект. Стив упомянул это на Macworld, революционные продукты появляются не так часто. И Apple выпустила Macintosh в 1984 году — заново изобрела индустрию персональных компьютеров. iPod в 2001 году, который перевернул всю музыкальную индустрию. И мы считаем, что iPhone относится к этому классу продуктов в индустрии сотовой связи. Оглянитесь и подумайте, что это такое. Очень маленькое, тонкое, легкое устройство. Революционный мобильный телефон. У него есть визуальная голосовая почта. Это лучший iPod, который когда-либо делала Apple, и это действительно крутое интернет-устройство с десктопной электронной почтой/браузером/картами и поиском. Все в одном продукте. И поэтому я думаю, что люди будут поражены и восхищены им, и нам придется подождать и посмотреть. Очевидно, есть люди, которые предпочли бы, чтобы мы не были успешны в этом. Я думаю, что это революционный продукт, посмотрим, что скажут покупатели — это самое важное.
В: Цель — 10 миллионов единиц. 1% от общего рынка. Учитывая функциональность и ценовой диапазон, как вы оцениваете доступный рынок для iPhone первого поколения.
О: Традиционный способ, которому всех нас учили в бизнес-школе, чтобы смотреть на рынок, это смотреть на продукты, которые вы продаете, смотреть на ценовые диапазоны, которые есть на рынке, думать о ценовом диапазоне, в который попадает ваш продукт, и предполагать, что вы можете получить процент от него, и так вы получаете этот адресный рынок. Такой анализ не приводит к созданию действительно отличных продуктов. iPod не вышел бы на рынок, если бы мы смотрели на него таким образом. Сколько музыкальных плееров стоимостью 399 долларов продавалось в то время? Сегодня в индустрии сотовой связи многие платят за мобильный телефон 0 долларов. Угадайте почему? Столько он и стоит! Если мы предлагаем что-то с огромной ценностью, то есть нечто, чего раньше не существовало в сознании людей, что было невообразимо… Я думаю, есть немало людей, которые заплатят 499 или 599 долларов, а наша цель — достичь 10 миллионов, и я бы предположил, что некоторые из этих людей платят 0 долларов, потому что столько это и стоит, и готовы заплатить чуть больше, потому что это стоит больше.
В: Почему нет 3G?
О: В первую очередь мы хотели GSM. Потому что GSM — это мировой стандарт, и это было одним из факторов при выборе Cingular. Во-вторых, продукт имеет возможности Wi-Fi, поэтому многие люди — например, в этой комнате, я уверен, здесь есть Wi-Fi, и повсюду есть точки доступа — будут использовать Wi-Fi. А между этими точками мы будем использовать EGDE, который является 2.5G, потому что он широко развернут, и мы уверены, что он обеспечит пользователю отличный опыт.
В: Ожидаете ли вы, что iPhone каннибализирует iPod? Если да, то когда?
О: Пока рано говорить, но я хотел бы отметить вот что: мы продали 90 миллионов iPod, и мне до сих пор удивительно говорить это. Они продаются для самых разных целей. Существует множество форм-факторов, множество емкостей и множество ценовых категорий. Так что есть много людей, которые хотят iPod. Посмотрим, что произойдет.
В: Плюсы/минусы использования одного эксклюзивного оператора?
О: Выбирая Cingular, мы: 1) рассмотрели операторов в США и пришли к выводу, что Cingular обладает самым высоким качеством, и это было очень важно для нас с точки зрения клиентского опыта. 2) Они самые популярные — у них 61 миллион абонентов. 3) Наша цель — использовать GSM, на котором основана их сеть. 4) Генеральный директор Cingular отметил это во время ключевого выступления. Заключенная нами сделка позволяет Apple делать то, что она умеет лучше всего, а Cingular — то, что умеет лучше всего она. И поэтому это действительно отличное партнерство.
В: Когда iPhone появится на рынке, будут ли действительно нужны все 3 линейки iPod? И есть ли место для инноваций в линейке iPod?
О: Мы продали много каждой линейки, и люди покупают их для разных целей, так что посмотрим, что люди будут делать в будущем. Но каждая из этих линеек популярна. Что касается инноваций, то это возвращает нас к предыдущему вопросу. Я не могу достаточно подчеркнуть, что отличает Apple от других: у нас очень простая культура. Наша компания вращается вокруг продукта, и мы сосредоточены на создании самого лучшего. И некоторые из вас видят только то, что выделяется, однако подумайте о более тонких вещах, которые были сделаны. У нас был этот адаптер MagSafe. [объяснение MagSafe]. Я говорю это только для того, чтобы показать, что эта концепция инноваций глубоко укоренилась. Это не просто слой организации. Это сама организация. Так есть ли еще инновации в iPod? Мы не прогнозируем, но нам задавали этот вопрос после первого iPod, второго iPod и так далее, и вы можете посмотреть на наш послужной список.
В: Количество продаваемых песен в iTunes растет, как и продажи iPod, но наши показатели на активный iPod немного выравниваются. Помимо общего количества продаж, по каким показателям вы оцениваете успех магазина iTunes.
О: Чтобы провести расчет, который вы пытаетесь выполнить, вам нужно сделать много предположений. Сколько людей имеют несколько iPod, сколько учетных записей iPod или какой процент имеет учетную запись. Сколько из них были активны в прошлом квартале. И поэтому я даже не знаю ответов на некоторые из них. Вот что я знаю. В 2005 году у нас было более 600 миллионов загрузок. В 2006 году у нас было 1,2 миллиарда — то есть примерно удвоение год к году. И около года назад мы скачивали около 3 миллионов песен в день. Сейчас мы скачиваем 5 миллионов. Как ни посмотри, это замечательный успех.
В: Вы только что добавили Paramount и Liongate, но кажется, что студии обновляются немного медленнее. Можете ли вы рассказать о динамике этого? И о шагах по увеличению количества доступных фильмов?
О: Когда мы анонсировали музыкальный магазин iTunes, у нас было изначально 200 000 песен в библиотеке. Сегодня у нас более 4 миллионов. Телевизионных шоу у нас было 5. Сегодня у нас 350. Мы скачали более 2 миллиардов песен. Мы скачали более 15 миллионов телешоу. Фильмы мы начали со 75. Сегодня у нас более 400, и мы уже превысили отметку в 1,3 миллиона. Знаете, это занимает время. Мы уверены, что к нам присоединятся другие студии.
В: Стив открыто высказывался о Digital Rights Management. Если бы музыка перешла на формат MP3, снизило бы это ценность вашей установленной базы и как бы вы на это отреагировали?
О: Мы бы приветствовали это. Потому что мы считаем, что это лучшее для потребителей. И это перефокусирует проблему на то, на чем она должна быть сосредоточена. И, честно говоря, DRM на самом деле не работал. Нет DRM-системы для CD, которые составляют подавляющее большинство музыки на iPod. И поэтому мы бы это приветствовали. Почему? Мы уверены в своей способности к инновациям.
В: Постоянно возникают комментарии о DRM. Что Apple отдает предпочтение закрытым системам, чтобы вытеснить других и создать барьеры для входа. Как вы отвечаете?
О: Apple несет ответственность за клиентский опыт. Вот почему мы можем внедрять инновации в аппаратное обеспечение и добавлять простое в использовании программное обеспечение, и эти две вещи могут работать бесшовно вместе, чтобы предоставить пользователю потрясающий опыт. В потребительских устройствах это иногда [ ??? ] — то, что мы контролируем пользовательский опыт. С учетом этого, я думаю, мы очень, очень хорошо сотрудничаем с людьми. Мы сотрудничали с Cingular в области iPhone. Мы сотрудничали с Intel в области Macintosh. В области iPod у нас есть 3000 продуктов в экосистеме iPod. В области Mac у нас есть 12 000 приложений, написанных сторонними разработчиками. Мы находим способы использовать других, когда это хорошо для клиента, и когда мы чувствуем, что должны владеть всем опытом, чтобы предоставить клиенту хороший для него опыт, мы делаем и это.
В: Можете ли вы рассказать о вашей философии ценообразования Mac по сравнению с долей рынка? Могли бы вы быть более агрессивны в ценообразовании, чтобы захватить долю рынка?
О: Мы считаем, что нужно предоставлять людям отличное соотношение цены и качества. Многие компании выпускают компьютер, и он не совсем то, что действительно хочет клиент, поэтому им приходится добавлять то одно, то другое (беспроводную связь, видеокамеру). В итоге клиенту приходится пройти через множество препятствий, прежде чем он наконец получит то, что, по его мнению, хочет, и, к сожалению, это не очень хорошо работает. Мы так не делаем. Мы фокусируемся на том, чего хочет клиент, и предоставляем все это. Вот почему, например, наши продажи периферийных устройств для Mac в данный момент не связаны с количеством единиц. Мы поняли, что людям действительно нужна встроенная в систему видеокамера. Поэтому в каждом поставляемом нами Mac, кроме Mac Pro, встроена камера, потому что именно этого хотел клиент. Это снижает наш доход от периферийных устройств, но мы даем клиенту то, что он хочет. Мы поставляем портативные устройства только с процессором Core 2 duo. Многие компании идут другим путем. Мы сделали это. Это очень простое и очень важное сообщение для клиента. Я думаю, если вы сравните эти вещи. Вы никогда не сможете сравнить Mac с ПК, но если вы попытаетесь, вы обнаружите, что Mac очень конкурентоспособен. Кроме того, в нем есть вещи, которых больше нигде не найти. (iLife, Mac OS и многие другие). Я думаю, что мы приняли правильное решение на данный момент, и вы можете увидеть это в росте в несколько раз больше рыночного (в 3, 4 раза).
В: Почему в Apple TV отсутствует функция DVR?
О: Это не то, что оно собой представляет. Наша точка зрения заключается в том, что это DVD-плеер 21-го века, и поэтому мы не пытаемся быть DVR или приставкой. Мы занимаемся тем, что берем контент, который уже есть на вашем Mac или ПК, и смотрим его на вашем телевизоре.