
Вслед за заявлениями генерального директора Best Buy Брайана Данна о том, что iPad «каннибализирует» продажи ноутбуков в сети магазинов электроники на «целых 50%», Fortune сообщает о новой исследовательской записке Кэти Хуберти из Morgan Stanley, которая предлагает наглядные доказательства того, что рост продаж ноутбуков в рознице США не только замедлился, но и обратился вспять в августе и начале сентября. Хуберти утверждает, что «каннибализация планшетами», очевидно, в настоящее время в основном обусловленная iPad, ответственна за этот резкий поворот.
Ее доказательства:
— Данные NPD, показывающие, что после шести месяцев замедляющегося роста, рост продаж ноутбуков в рознице США в августе упал на 4% по сравнению с прошлым годом, что стало первым случаем отрицательного роста.
— Аналогичные данные за первую неделю сентября, показывающие, что продажи упали на 4% по сравнению с прошлым годом снова.
— Широко цитируемые remarks генерального директора BestBuy Брайана Данна в Wall Street Journal о том, что «внутренние оценки показали, что iPad каннибализировал продажи ноутбуков на целых 50 процентов».
Продажи ноутбуков демонстрировали бурный рост благодаря расширению рынков и постоянному смещению потребительских предпочтений от настольных компьютеров к ноутбукам. То, что во второй половине 2009 года и в начале 2010 года составляло в целом 30% годового роста, с пиком до 70% роста в праздничный период, быстро снизилось в месяцы после того, как Apple представила iPad в США, наконец, став отрицательным в августе с падением продаж на 4% по сравнению с прошлым годом.
Однако неясно, как различные факторы могли объединиться, чтобы привести к тенденции, наблюдаемой в розничных продажах ноутбуков. В отчете Fortune не уточняется, включены ли нетбуки в данные о продажах «ноутбуков», и если нет, то они почти наверняка представляют собой еще один источник «каннибализации» традиционных ноутбуков. Кроме того, можно учитывать другие факторы, такие как затяжная экономическая слабость, циклы выпуска аппаратного и программного обеспечения, а также возможное насыщение рынка в некоторых областях для их возможного вклада. Но Хуберти считает, что iPad, наряду с новыми и будущими планшетными устройствами, такими как Dell Streak и Samsung Galaxy Tab, будет продолжать «давить» на продажи традиционных ПК.