Учитывая, что на этой неделе WolframAlpha произвел фурор благодаря своей роли в персональном ассистенте Siri, который входит в состав предстоящего iPhone 4S, особенно актуален взгляд Стивена Вольфрама на то, как Стив Джобс влиял на него на протяжении 25 лет.
Вольфрам, получивший известность благодаря разработке вычислительного программного обеспечения Mathematica в 1980-х годах, познакомился с Джобсом в 1987 году, когда Джобс работал в NeXT, а Вольфрам разрабатывал свое программное обеспечение. Они провели ряд обсуждений, наиболее заметным из которых, пожалуй, стало предложение Джобса назвать программное обеспечение Mathematica. Вольфрам описывает подход Джобса к наименованию продуктов:
Я рассматривал это название, но отверг его. Я спросил Стива, почему он считает его хорошим, и он рассказал мне свою теорию: имя должно начинаться с общего термина для чего-либо, а затем романтизироваться. Его любимым примером в то время был Trinitron от Sony. Ну, так продолжалось некоторое время. Но в конце концов я согласился, что да, Mathematica — хорошее название. И вот уже почти 24 года оно с нами.
Но вклад Джобса вышел далеко за рамки названия программного обеспечения, распространившись на ряд предложений по улучшению его удобства использования.
По мере разработки Mathematica мы довольно часто показывали ее Стиву Джобсу. Он всегда утверждал, что не понимает математики (хотя позже я узнал от своего хорошего друга, который знал Стива в старшей школе, что Стив определенно прошел как минимум один курс исчисления). Но он вносил всевозможные предложения «сделайте проще» относительно интерфейса и документации. С одним небольшим исключением, возможно, представляющим интерес для поклонников Mathematica: он предложил, чтобы ячейки в документах Mathematica notebook (ныне CDF) обозначались не простыми вертикальными линиями, а скобками с небольшими засечками на концах. И как оказалось, эта идея открыла путь к осмыслению иерархий ячеек и, в конечном итоге, к многим функциям символьных документов.
Джобс и Вольфрам продолжили свои отношения, и Mathematica в конечном итоге поставлялась с каждым компьютером NeXT, несколько из которых попали в Швейцарию, где Тим Бернерс-Ли использовал их для разработки и запуска Всемирной паутины.
Далее Вольфрам обсуждает несколько других взаимодействий с Джобсом, включая советы по знакомствам, которые Вольфрам дал Джобсу после того, как тот встретил свою будущую жену Лорен, и совет, который Вольфрам получил от Джобса, когда тот спросил, почему Вольфрам включил цитаты известных личностей на обложку книги, которую он писал.
В то время мне все говорили, что мне нужно разместить цитаты на обложке книги. Поэтому я спросил Стива Джобса, даст ли он мне одну. Последовал ряд вопросов. Но в конце концов Стив сказал: «У Исаака Ньютона не было цитат на обложке; зачем они тебе?» И именно так, в последний момент, на обложке книги «Новый вид науки» появилось простое и элегантное расположение изображений.
Резюме Вольфрама о Джобсе перекликается с мнениями других людей, поделившихся своими взглядами на жизнь Джобса, отмечая его «ясность мысли» и готовность идти на смелые шаги.
Для меня Стив Джобс выделяется прежде всего ясностью мысли. Снова и снова он брался за сложные ситуации, понимал их суть и использовал это понимание, чтобы сделать смелый решительный шаг, часто в совершенно неожиданном направлении.
Стив Джобс скончался вчера в возрасте 56 лет, и мы собираем соболезнования и воспоминания в нашей основной статье о его кончине.