Если отбросить заявление аналитиков о том, что Apple «не оправдала» ожидания по прибыли в прошлом квартале, то Apple продала рекордное количество Mac (4,9 млн) и iPad (11,1 млн). Во время конференц-связи с аналитиками на этой неделе генеральному директору Apple Тиму Куку был задан вопрос о «каннибализации» — идее о том, что увеличение продаж одного типа продукта повлияет на продажи другого. В данном случае, повлияют ли продажи iPad на продажи Macintosh?
Я считаю, что мы наблюдаем каннибализацию. Я думаю, что это проявляется двумя способами. Я думаю, что некоторые люди предпочитают покупать iPad вместо Mac. Однако я считаю, что значительно большее число людей предпочитает покупать iPad вместо ПК на базе Windows. И поэтому я думаю, что мы очень, очень хорошо справляемся с этой проблемой каннибализации. И я хотел бы отметить, что, несмотря на это, Mac продемонстрировал свой лучший квартал за всю историю в прошлом квартале. И поэтому, даже несмотря на лучший квартал по iPad и некоторую каннибализацию Mac, Mac показал свой лучший квартал за всю историю, что почти невероятно. И поэтому, при такой каннибализации, я надеюсь, что она продолжится.*
Кук считает, что iPad каннибализирует рынок ПК и, в ограниченной степени, Macintosh. Однако, поскольку и iPad, и Mac бьют рекорды продаж, для Apple все идет хорошо.
Нет сомнений в том, что Macintosh — это премиальное компьютерное предложение, причем самый недорогой полнофункциональный Mac — это 11-дюймовый MacBook Air стоимостью 999 долларов (Mac Mini действительно начинается от 599 долларов, но для работы ему требуется дополнительная клавиатура, мышь и дисплей). В течение первых трех календарных кварталов 2011 года средняя цена продажи (ASP) всех Mac, как ноутбуков, так и настольных компьютеров, составила 1297,75 долларов. Это более чем вдвое превышает ASP стандартного ПК с Windows. За тот же период, с января по сентябрь этого года, средняя цена продажи ПК с Windows в розничной торговле США составила 491 доллар, согласно NPD’s Retail Tracking Service**.
В октябре 2008 года, задолго до появления iPad, тогдашний генеральный директор Apple Стив Джобс сказал следующее:
Есть некоторые клиенты, которых мы решили не обслуживать. Мы не знаем, как сделать компьютер за 500 долларов, который не будет куском хлама, и наша ДНК не позволит нам выпустить такой. Но мы можем продолжать предоставлять все большую и большую ценность тем клиентам, которых мы решили обслуживать. И их очень много. Мы добились большого успеха, сосредоточившись на определенных сегментах рынка и не пытаясь быть всем для всех. Поэтому я думаю, что вы можете ожидать, что мы будем придерживаться этой выигрышной стратегии и продолжать пытаться добавить все большую и большую ценность тем продуктам и тем клиентским базам, которые мы решили обслуживать.
Но в наши дни Apple *действительно* делает компьютер за 500 долларов — iPad. Самый дешевый iPad стоит 499 долларов, что точно соответствует ценовой точке, для которой Джобс утверждал, что Apple не сможет создать компьютер, не являющийся «куском хлама». Фактически, ASP iPad за первые три календарных квартала 2011 года составил 628 долларов, что более чем на 130 долларов выше, чем у стандартного ПК с Windows. Возможно, еще более невероятно то, что смартфон Apple, iPhone, имел ASP в 653 доллара за тот же период.
Все три самые прибыльные категории продуктов Apple — Mac, iPhone и iPad — имеют средние цены продажи значительно выше, чем у стандартного ПК с Windows.
Аналитики и другие наблюдатели индустрии компьютеров обычно сравнивают продажи компьютеров Apple с ПК на базе Windows, предполагая, что сравнение компьютеров с компьютерами является сравнением «яблок с яблоками». Однако, учитывая, что ASP типичного ПК с Windows в США ниже ASP всех основных продуктов Apple, возможно, лучшее сравнение — с финансовой точки зрения — это сложить вместе данные о продажах iPhone, iPad и Mac.
Совокупная средняя цена продажи Mac и iPad — самых «компьютерных» предложений Apple — составила 852 доллара за первые 9 месяцев 2011 года. Когда к ним добавляется iPhone, совокупный ASP трех самых популярных продуктов Apple составляет 733 доллара, что почти на 50 процентов выше средней цены продажи ПК с Windows, проданных в розничной торговле США.
Всего за 9 месяцев Apple продала 12,6 миллиона Mac, 25,1 миллиона iPad и 56,1 миллиона iPhone — 93,7 миллиона единиц на общую сумму 68,7 миллиарда долларов.
*Цитата Тима Кука из транскрипта Seeking Alpha
**Средняя цена продажи ПК с Windows, проданного в розничной торговле США (за первые три квартала 2011 года), составила 491 доллар на основе NPD’s Retail Tracking Service. ASP Apple, использованные в этой статье, рассчитаны на основе отчетов о прибылях Apple, которые не разбиваются по странам. Это следует учитывать при сравнении данных NPD о розничной торговле в США с общемировыми данными Apple.