Фильм «Стив Джобс» режиссера Дэнни Бойла и сценариста Аарона Соркина состоялся вчера вечером на 42-м ежегодном кинофестивале в Теллуриде, штат Колорадо, и сегодня утром в интернете появляются первые отзывы о байопике. Хотя это и не полный обзор фильма, издание Deadline опубликовало короткую редакционную статью о фильме, отметив впечатляющую режиссуру, хорошо выстроенный монтаж и сценарий Соркина, который «даже более эффективен», чем его оскароносная работа над фильмом «Социальная сеть».
Это дополнение к оскароносному сценарию Соркина «Социальная сеть» — но даже более эффективное. Бойл сказал, что сценарий состоит из 200 страниц, плотно заполненных диалогами, в которых, кажется, только Соркин и может специализироваться в наши дни. Это на самом деле захватывает при прослушивании, это боевик, движимый почти исключительно словами, что очень редко для современного кинематографа, ориентированного на визуальный ряд.
[Режиссура Бойла] безупречна и действительно поддерживает движение фильма, избегая статического темпа, который мог бы быть в руках менее опытного постановщика. Результат того стоит, а эти волшебные слова предоставили множество возможностей для отличных актерских работ во главе с точным и неумолимым воплощением Майкла Фассбендера в роли не очень приятного гения компьютеров.
Примечательно, что Deadline также удалось поговорить со Стивом Возняком в Теллуриде, чтобы узнать его мнение о фильме, который частично изображает и жизнь Возняка с участием Сета Рогена в роли соучредителя Apple. Возняк с энтузиазмом отозвался о фильме, назвав его «аутентичным» и особенно похвалив игру Кейт Уинслет в роли главы маркетинга Macintosh Джоанны Хоффман.
Когда я поговорил с ним, Возняк сказал мне, что, в отличие от байопика о Джобсе с Эштоном Кутчером, этот фильм абсолютно аутентичен. «Я видел черновой монтаж и почувствовал, что на самом деле смотрю на Стива Джобса и других (включая точное воплощение Возняка Рогеном), а не на актеров, играющих их. Я полностью отдаю должное Дэнни Бойлу и Аарону Соркину за то, что они так точно всё передали», — восторженно сказал он мне. Он добавил, что из всех актеров в фильме, по его мнению, Уинслет имеет наибольшие шансы получить награды.
Фильм был представлен как «рабочий материал» участникам фестиваля в Теллуриде из-за того, что Бойл и его команда все еще дорабатывают и монтируют части фильма. Примерно за месяц до широкого релиза фильма, вероятно, будут внесены небольшие детали, такие как звуковые эффекты и другие мелкие правки, которые сделают показ в Теллуриде в значительной степени похожим на финальную версию.
Другие издания начали публиковать полные обзоры, включая Variety, который сравнивает трехчастную структуру Соркина с разными временными периодами со «2001 год: Космическая одиссея» Стэнли Кубрика. Также примечательна интересная деталь: Бойл снял каждый временной период на соответствующие той эпохе форматы, что, наряду с необычайно сдержанной режиссурой Бойла, особенно понравилось Variety.
Работая с оператором Элвином Кутчлером, Бойл иногда заставляет камеру стремительно нестись за персонажами в длинных проходах по коридорам; в других местах короткие переходные фрагменты между актами демонстрируют довольно агрессивную стилизацию, в соответствии с его обычным стилем. Но в большинстве своем это самая сдержанная картина режиссера за последнее время, как будто слишком кинетический подход мог бы помешать словесной энергии сценария Соркина.
Помимо ненавязчиво превосходного дизайна декораций Гая Хендрикса Дайса, главным визуальным достижением фильма является решение снять три акта на трех разных форматах: зернистая 16-мм пленка для 1984 года, глянцевая 35-мм пленка для 1988 года и гладкий, высококачественный цифровой формат для 1998 года. Различия могут быть упущены подавляющим большинством зрителей, но это как раз тот тонкий эстетический штрих, который наверняка оценил бы сам Стив Джобс.
Indiewire оценил фильм на B+, отметив хорошую игру актеров и решение фильма сосредоточиться на трех напряженных моментах в жизни Джобса, чтобы раскрыть его истинную личность, в конечном итоге назвав его «своего рода «Бердмэном» для технологического сектора» благодаря повествованию в реальном времени о драматических закулисных моментах перед большим шоу. Сайт также отметил, однако, что диалоги Соркина могут страдать от «постоянного преувеличения» и некоторое предзнаменование будущего Apple кажется «ненужным».
Фильм в настоящее время имеет 100% на Rotten Tomatoes, но на момент написания статьи собрал всего пять рецензий. Хотя это пока лишь горстка положительных мнений, это несколько обнадеживает по мере приближения к финальному этапу перед выходом в кинотеатрах 9 октября, особенно для фильма, который был предметом большого количества спекуляций и слухов на протяжении стольких лет.
Обновление: После Теллуридского кинофестиваля также появились разговоры об Оскаре, а выступление Майкла Фассбендера попало в категорию «Лучший актер» наряду с другими претендентами, такими как Джонни Депп в «Черной массе» и Эдди Редмэйн в «Девушке из Дании».