Китайский сервис заказа такси Didi Chuxing находится под антимонопольным расследованием, инициированным Министерством торговли Китая после приобретения Didi китайских операций Uber в начале лета (через The Wall Street Journal). Министерство торговли заявило сегодня, что начало расследование «после получения вопросов о том, соответствует ли сделка по заказу такси национальному антимонопольному законодательству».
Расследование, как сообщается, ведется уже некоторое время, поскольку министерство торговли провело две встречи, посвященные сделке между Didi и Uber. Согласно расшифровкам встреч, основное внимание уделялось вопросу к Didi, почему компания не подала заявку на антимонопольную проверку перед заключением сделки. Когда о приобретении Uber стало известно публике, Didi заявила, что ей не нужно обращаться к антимонопольным регуляторам, «поскольку выручка UberChina не достигла установленного порога в 400 миллионов юаней (60 миллионов долларов) «оборот», который влечет за собой антимонопольную проверку».
Предметом спора является расплывчатое слово «оборот» в китайском антимонопольном законе, которое, по мнению китайских бухгалтеров, может быть истолковано как выручка или объем транзакций. Объем транзакций UberChina почти наверняка превышает 400 миллионов юаней, но Uber учитывает в качестве своей выручки лишь небольшую часть каждой поездки. Это связано с тем, что компания, как и другие «платформы», такие как Groupon Inc., утверждает, что она является лишь посредником и просто передает платежи от пассажиров водителям, беря небольшой процент.
Многие профессионалы, изучающие это дело, по-прежнему считают, что сделка Didi/Uber в конечном итоге состоится, при этом один из представителей министерства заявил, что в настоящее время они просто пытаются «понять бизнес-модель онлайн-заказа такси и конкурентную среду в этом секторе». По словам Лестера Росса, пекинского юриста американской юридической фирмы WilmerHale, китайские регуляторы просто «наращивают мускулы» после общественного опасения, что консолидация фирм по заказу такси приведет к повышению тарифов.
Связь Apple с расследованием заключается в её собственном инвестировании в размере 1 миллиарда долларов в Didi Chuxing ранее в мае, что дало ей доступ к данным и экспертизе в области технологий электромобилей и автономного вождения, а также возможность закрепиться в китайском инвестиционном сообществе. Хотя это по-прежнему широко известный слух, инвестиции в Didi были связаны с автомобильным проектом Apple Project Titan, который является «открытым секретом» в Кремниевой долине. В июле сообщалось, что Apple наняла нового руководителя для своего автомобильного проекта, Боба Мэнсфилда, с переориентацией теперь на автономное вождение.