В подробном новом обзоре тактики Apple в области слияний и поглощений, опубликованном сегодня Bloomberg, демонстрируется «высокомерная» культура ведения сделок в Apple. По словам источников, работавших с Apple в области M&A, компания неоднократно испытывает трудности с заключением крупных сделок «из-за ряда особенностей», включая отказ от сотрудничества с инвестиционными банкирами, неопытность в крупных поглощениях и «неприятие риска».
Apple больше заинтересована и уверена в создании собственных сервисов, чем в их прямой покупке у конкурентов, за редкими исключениями, такими как приобретение Beats в 2014 году и последующий запуск Apple Music.
«Первый шаг в M&A — это наличие некоторой уверенности в том, что вы хотите делать», — сказал Эрик Рисли, управляющий партнер Architect Partners LLC, который вел переговоры о сделках с Apple. «Apple, вероятно, больше других считает, что они очень способны что-то создавать», а не покупать, — добавил он. Представитель Apple отказался от комментариев.
По мнению аналитиков и инвесторов, следующим большим шагом Apple должно стать приобретение сервиса потокового онлайн-видео. Компания начала предпринимать шаги по укреплению подразделения оригинального видеоконтента Apple Music, представив Carpool Karaoke: The Series и Planet of the Apps этой весной, но аналитики считают, что ей нужно что-то «сродни Netflix или Prime Video от Amazon.com Inc.».
Чтобы достичь прогнозируемого объема выручки в 50 миллиардов долларов в своем сервисном бизнесе к 2021 году, Эрик Маронака, главный инвестиционный директор Victory Capital Management, заявил, что компания «должна будет осуществить приобретение крупнее, чем Beats». Это может включать другие возможные «блокбастерные» приобретения, такие как Walt Disney Co. или Tesla Inc., по словам аналитика Baird Уильяма Пауэра.
Netflix также упоминается несколько раз как логичная цель приобретения для Apple, при этом несколько инвесторов и аналитиков говорят, что компании «нужно как минимум одно крупное приобретение в области онлайн-видео».
Но даже здесь некоторые аналитики и инвесторы выступают за крупное приобретение, особенно в области потокового онлайн-видео. Apple начала распространять видео через сервис Music и собирать видео других провайдеров в своем мобильном приложении TV, но у нее нет сервиса, подобного Netflix или Prime Video от Amazon.com Inc.
В пятницу аналитик Sanford C. Bernstein Тони Сакконаги заявил, что Apple нуждается как минимум в одном крупном приобретении в сфере онлайн-видео. Чтобы достичь своей цели в 50 миллиардов долларов, компания должна найти дополнительные 13 миллиардов долларов выручки от услуг за следующие четыре года — помимо того, что она может сгенерировать самостоятельно. По словам аналитика, к концу 2016 года продажи Netflix Inc. составили менее 9 миллиардов долларов, поэтому даже покупка этого бизнеса может оказаться недостаточной.
Заглядывая за кулисы процесса приобретения компаний Apple, можно сказать, что команда по сделкам Apple состоит примерно из дюжины человек и возглавляется главой M&A Apple Адрианом Перикой. Большинство сделок «осуществляется по требованию инженеров компании», поэтому команда встречается с инженерами Apple, которые консультируют их по поводу того, какие потенциальные цели приобретения являются привлекательными и включают талантливых инженеров, которые могли бы повысить ценность Apple.
Ее стратегия приобретений хорошо работает для небольших стартапов, которые она часто приобретает, но компания сталкивается с проблемами при заключении более крупных сделок. Apple отказывается работать с инвестиционными банкирами, пытаясь работать напрямую с руководящими командами других компаний. Это создает атмосферу высокомерия, по словам Эрика Рисли, который вел переговоры о сделках с Apple, далее заявляя, что «они привыкли иметь возможность продавить свое и получить привлекательные условия».
Общее отношение компании «отталкивает продавцов», а также ее неопытность в интеграции более крупных компаний. Некоторые аналитики указывают на «прохладный» запуск Apple Music после приобретения Beats как доказательство этой проблемы. Тем не менее, некоторые инвесторы по-прежнему твердо убеждены, что для успеха Apple, особенно в ее попытках создания и производства оригинального телевидения, необходимо как можно скорее осуществить крупное приобретение. Многие из них продвигают Netflix как привлекательную цель, несмотря на заявления Netflix о том, что он не продается.
Прочитать остальную часть отчета Bloomberg можно здесь.