В обширном репортаже о Дэниеле Эке, основателе и генеральном директоре Spotify, Роберт Сафиан из Fast Company недавно встретился на несколько минут с генеральным директором Apple Тимом Куком в штаб-квартире Apple в Купертино, Калифорния.
Тема, конечно же, была посвящена Spotify и Apple Music — двум основным игрокам на рынке потокового аудио и яростным конкурентам. Кук сказал, что он рассматривает музыку как источник вдохновения и мотивации — философия, которой придерживаются в Apple и которая определяет их фокус на курировании музыки, ориентированном на человека.
«Музыка вдохновляет, мотивирует. Это также то, что помогает мне успокоиться вечером. Я думаю, это лучше любого лекарства», — сказал Кук.
Хотя он и отказался назвать Spotify по имени, Кук сказал Fast Company, что Apple обеспокоена тем, что потоковое аудио теряет человеческий контакт, намекая на более алгоритмический подход Spotify к продвижению контента.
Слова Кука воплощают давнюю критику Spotify со стороны Apple, заключающуюся в том, что ее алгоритмы разрушают духовную роль музыки в нашей жизни. Кук не называет Spotify по имени, но говорит: «Мы обеспокоены тем, что из музыки уходит человечность, что она становится миром битов и байтов, а не искусства и ремесла».
Несмотря на запуск всего три года назад, Apple Music насчитывает 50 миллионов платных подписчиков и участников бесплатных пробных периодов, при этом компания медленно догоняет Spotify. По последним данным, Spotify заявил, что у него 83 миллиона платных подписчиков по всему миру.
Apple всегда имела преимущество перед Spotify благодаря своей огромной базе активных установленных устройств — 1,3 миллиарда, а также тому факту, что ей никогда не приходилось беспокоиться о прибыльности, как Spotify. «Мы не занимаемся этим ради денег», — сказал Кук Fast Company.
Эка также не назвал Apple Music по имени, но сказал, что верит, что у Spotify есть то, чего нет у других компаний: единый фокус. «Музыка — это все, чем мы занимаемся днем и ночью, и эта ясность — разница между средним и по-настоящему, по-настоящему хорошим», — сказал он.
Преданность Spotify музыке и только музыке — это то, что, по мнению Эка, в конечном итоге поможет компании обойти Apple и расширить сервис Spotify в будущем.
Конкуренция с Apple всегда была планом Spotify, говорит Эк, еще до появления Apple Music. Apple доминировала в сфере цифровых музыкальных загрузок через iTunes в 2008 году, когда Spotify запустился, а Эк стремился заменить iPod музыкой по запросу.
Конкуренция с Apple и работа с небольшими наценками, по словам Эка, заставили Spotify быть более дисциплинированным.
Несмотря на жалобы отрасли и критику со стороны Apple, Spotify продолжал уделять внимание бесплатной музыке, благодаря чему Spotify привлекает новых платных подписчиков. После выхода на биржу ранее в этом году Spotify переработал свой бесплатный уровень прослушивания, предложив новые функции, такие как плейлисты по запросу и режим экономии данных, которые ранее были доступны только платным подписчикам.
Эк считает, что на бесплатном уровне Spotify можно заработать благодаря рекламным возможностям, схожим с радио. «Миллиарды людей слушают радио, и большая часть этого сегодня не монетизируется очень эффективно», — сказал Эк.
В дальнейшем, помимо работы над расширением доходов через бесплатный уровень, Spotify планирует сосредоточиться на артистах. В конечном итоге Эк хочет, чтобы 1 миллион артистов могли зарабатывать на жизнь через Spotify, представляя себе нечто похожее на YouTube, где артисты и слушатели могут взаимодействовать.
Для всех, кто интересуется внутренними процессами Spotify или тем, как работает Эк, полный репортаж Fast Company об основателе определенно стоит прочитать.