В прошлом году Apple начала продавать многие свои продукты на Amazon, включая последние модели iPhone, iPad, Mac и Apple Watch. В рамках соглашения Apple с Amazon неавторизованные реселлеры, предлагавшие новые или восстановленные продукты Apple на Amazon, лишились своих объявлений после 4 января 2019 года.
С тех пор независимые продавцы должны были подать заявку на статус авторизованного реселлера Apple и присоединиться к программе Amazon Renewed, чтобы продолжать предлагать подержанные или восстановленные продукты Apple на Amazon. Однако это не всегда возможно из-за значительных требований, изложенных The Verge ранее в этом году:
Первое требование — закупка восстановленных товаров на сумму не менее 2,5 млн долларов каждые 90 дней напрямую у Apple или через розничного продавца с годовыми продажами более 5 млрд долларов, например, у оператора связи или крупных торговых сетей, таких как Target или Walmart. Второе требование — обращение напрямую в Apple для получения статуса авторизованного реселлера. Apple еще не раскрыла свои требования к реселлерам, но для получения статуса авторизованного поставщика ремонтных услуг Apple требуется наличие физического розничного пространства для клиентов.
Теперь, как сообщает The Verge, Федеральная торговая комиссия (FTC) изучила сделку между Apple и Amazon, хотя пока и не выдвинула никаких официальных антимонопольных претензий.
В частности, в отчете утверждается, что юристы FTC недавно связались с Джоном Бимстедом, жителем Миннесоты, который продавал восстановленные MacBook на Amazon, пока его объявления не были удалены с платформы из-за новой политики:
«Они хотели узнать, как работает Amazon, как работает eBay. Я начал описывать, как создается объявление на Amazon. Amazon интересен тем, что вы не обязательно создаете объявление. Вы просто присоединяетесь к существующему объявлению», — сказал Бимстед The Verge. «Если это объявление удаляется, велика вероятность, что вам больше не разрешат продавать этот продукт. Вот как это сделал Amazon. Они создали кучу обновленных объявлений для сертифицированных продавцов, позволили им продавать через эти объявления и отказались от всех остальных».
Бимстед активно высказывается после того, как его исключили из Amazon, утверждая, что значительное количество более дешевых восстановленных или подержанных продуктов Apple больше не доступно через Amazon, что сокращает выбор для потребителей. Apple, вероятно, заявит, что сокращает количество поддельных продуктов для защиты потребителей, хотя официально не комментировала сделку с момента ее вступления в силу.
The Verge утверждает, что «эксперты говорят, что сделка Apple-Amazon может легко стать основанием для антимонопольной жалобы», ссылаясь на Салли Хаббард, директора по стратегии правоприменения в OpenMarkets Institute:
«Вы ставите заслон на бренд и говорите всем сторонним продавцам этого бренда, что больше нельзя продавать этот продукт на нашей платформе, если вы не получите разрешение от бренда», — сказала Хаббард The Verge. «Но, конечно, бренд не позволит вам продавать, если вы ниже [минимальной заявленной цены]. Проблема в том, что это незаконно по антимонопольному законодательству».
Пока остается неясным, разделяет ли FTC эту точку зрения и/или предпримет ли какие-либо действия.