Прошлым летом Apple анонсировала новую программу для независимых поставщиков ремонтных услуг, которая предоставляет независимым ремонтным предприятиям оригинальные запчасти Apple, инструменты, руководства по ремонту и обучение, предоставляемые авторизованным сервисным центрам Apple.
Изменение произошло на фоне того, что в нескольких штатах предлагались законы о праве на ремонт, против которых Apple активно лоббировала. Законы о праве на ремонт требовали бы от Apple предоставлять запчасти, руководства и многое другое, чтобы ремонт могли выполнять любые ремонтные мастерские, поэтому Apple решила опередить эти законы своей собственной программой.
Как оказалось, для участия в программе независимых поставщиков ремонтных услуг ремонтные мастерские должны подписать весьма инвазивный контракт, который юристы и защитники права на ремонт назвали «безумным».
Motherboard поделился подробностями контракта, который предусматривает, что ремонтные мастерские должны согласиться на внезапные аудиты и проверки со стороны Apple для определения использования «запрещенных» ремонтных компонентов, что может привести к штрафам.
Даже если мастерская выходит из программы, Apple может продолжать инспектировать ее до пяти лет. Ремонтные мастерские обязаны делиться с Apple информацией о своих клиентах, включая имена, номера телефонов и домашние адреса.
Клиенты, получающие обслуживание в независимой ремонтной мастерской, должны подписать подтверждение того, что они понимают, что ремонт производится не в авторизованной Apple мастерской, и что Apple не будет гарантировать ремонт, что, как сказал защитник права на ремонт Натан Проктор изданию Motherboard, фактически означает требование к ним рекламировать против самих себя.
Мастерские, сотрудничающие с Apple для получения комплектующих, должны избегать всех «запрещенных продуктов», к которым относятся как контрафактные детали, так и «продукты или сервисные детали, нарушающие интеллектуальную собственность Apple», что, по мнению юристов, является двусмысленным выражением. Apple также имеет право конфисковывать любые запрещенные продукты, что является потенциальной проблемой, поскольку многие ремонтные мастерские также ремонтируют не-Apple устройства.
«Это двусмысленное, субъективное и потенциально очень широкое определение», — сказал Аарон Перановски, профессор права в Университете Западного резервного колледжа Кейс. «В результате это дает Apple большой рычаг влияния на компании, подписывающие это соглашение».
Ремонтные предприятия, нарушающие правила Apple, могут быть вынуждены заплатить Apple 1000 долларов за каждую транзакцию в течение периода аудита, если более двух процентов деловых транзакций включают «запрещенные продукты».
Кит Уолш, юрист EFF, сообщил Motherboard, что Apple имеет право «наложить потенциально разрушительные для бизнеса издержки и штрафы на ремонтную мастерскую», и что мастерские, которые подписывают уведомление о ремонте Apple, а затем производят ремонт не-Apple устройств, делают это на свой страх и риск.
Некоторые ремонтные мастерские, с которыми связался Motherboard, заявили, что не согласятся присоединиться к программе Apple из-за «обременительных» условий контракта, но другие «ценили возможность» получить запчасти от Apple.
Apple отказалась отвечать на конкретные вопросы Motherboard относительно контракта, который она предоставляет ремонтным мастерским, но не оспаривала точность условий контракта, которыми поделился сайт. Apple в своем заявлении сообщила, что работает с заинтересованными сторонами и планирует обновить формулировки в своих материалах на основе отзывов.
«Мы стремимся предоставить нашим клиентам больше вариантов и мест для безопасного и надежного ремонта», — заявила Apple изданию Motherboard. «Наша новая программа независимых поставщиков ремонтных услуг предназначена для предоставления ремонтным предприятиям любого размера доступа к оригинальным запчастям, обучению и инструментам, необходимым для выполнения наиболее распространенных ремонтов iPhone. Мы воодушевлены первоначальным откликом и высоким уровнем интереса. Мы тесно сотрудничаем с заинтересованными сторонами и обновим формулировки в наших материалах, чтобы учесть их отзывы».
Хотя Apple запустила программу независимых поставщиков услуг ремонта, она продолжает бороться против законодательства о праве на ремонт через представляющие ее торговые группы, и программа IRP используется как свидетельство того, что у потребителей есть широкий выбор, когда дело доходит до ремонтных услуг.
Чтобы узнать больше об условиях контракта, мнениях защитников права на ремонт и усилиях Apple по лоббированию против законов о праве на ремонт, ознакомьтесь с полной статьей Motherboard.