Комиссия по торговле США (FTC) опубликовала подробный отчет, посвященный тому, как ограничения на ремонт продукции, вводимые производителями, негативно влияют на потребителей и малый бизнес различными способами.
В отчете под названием «Nixing the Fix» рассматривается множество методов, которые компании используют для ограничения возможностей клиентов и независимых предприятий ремонтировать свою продукцию.
Сосредоточившись в частности на производителях мобильных телефонов и автомобилей, отчет показал, что даже когда гарантия не требует явно, чтобы ремонт выполнялся оригинальным производителем, многие производители ограничивают независимый ремонт и ремонт потребителями следующими способами:
- Конструкции изделий, которые усложняют или делают невозможным ремонт
- Недоступность запасных частей и информации для ремонта
- Конструкции, которые делают независимый ремонт менее безопасным
- Политики или заявления, направляющие потребителей в ремонтные сети производителя
- Применение патентных прав и защита товарных знаков
- Дискредитация неоригинальных комплектующих и независимого ремонта
- Программные блокировки и обновления прошивки
- Лицензионные соглашения с конечным пользователем
Производители, включая Apple, утверждали, что эти ограничения на ремонт существуют для защиты прав на интеллектуальную собственность, предотвращения травм и других негативных последствий, и что открытие доступа к ремонту подорветет безопасность их продукции.
Однако после оценки объяснений производителей относительно ограничений на ремонт посредством мастер-класса и запросов на исследования FTC обнаружила «скудные доказательства» в их поддержку. В отчете далее говорится:
Многие потребительские товары стали сложнее чинить и обслуживать. Ремонт сегодня часто требует специализированных инструментов, труднодоступных деталей и доступа к проприетарному диагностическому программному обеспечению. У потребителей, чьи продукты ломаются, остаются ограниченные возможности.
Кроме того, бремя ограничений на ремонт может лежать более тяжело на цветных сообществах и сообществах с низким уровнем дохода. Многие малые предприятия, принадлежащие чернокожим, работают в отраслях ремонта и обслуживания, и трудности, с которыми сталкиваются малые предприятия, могут непропорционально затрагивать малые предприятия, принадлежащие цветным людям.
В отчете цитируется одно исследование, в котором выяснилось, что внешний вид электронной техники был только «умеренно» важен для потребителей, в отличие от долговечности и надежности, которые были «чрезвычайно» важны, и предполагается, что отсутствие информации о ремонтопригодности вызывает «асимметрию в балансе рынка и оставляет потребителей неспособными принимать наилучшие покупательские решения относительно своих собственных потребностей».
Кроме того, в отчете отмечается, что при выборе между недорогим ремонтом и покупкой нового мобильного телефона многие потребители выбирают первое. В защиту этого утверждения приводится программа замены аккумуляторов Apple 2017 года, которая была введена после того, как было обнаружено, что Apple замедляет работу некоторых моделей iPhone для компенсации износа аккумуляторов. В письме инвесторам генеральный директор Тим Кук заявил, что продажи iPhone были ниже ожидаемых из-за того, что «некоторые клиенты воспользовались значительно сниженными ценами на замену аккумуляторов iPhone».
В заключении отчета, который проводился по поручению Конгресса и был представлен с единодушного согласия, FTC обязуется решать проблемы, которые она считает несправедливыми ограничениями, путем применения «соответствующих правоприменительных и регулирующих мер, а также просвещения потребителей, в соответствии с нашими уставными полномочиями».
FTC также предлагает потребителям помочь восстановить баланс, сообщая о случаях, когда производители не соблюдают существующие правила, касающиеся ремонта.
«Это большой шаг в правильном направлении», — сказал генеральный директор iFixit Кайл Вайнс, комментируя отчет. «Двухпартийный отчет показывает, что FTC знает, что рынок не регулировал себя сам, и обязуется принять реальные меры».
«Мы рады видеть, что FTC признает масштаб проблемы и реальный ущерб для потребителей. Мы также рады видеть обязательство FTC предпринять действия по обеспечению соблюдения законов и разработке регулирующих решений для ограничений на ремонт, и полностью поддерживаем их в этом — эти действия давно назрели».
Apple продолжает лоббировать против законодательства на уровне штатов, которое требовало бы от производителей электронного оборудования предоставлять схемы устройств, комплектующие и инструкции для сторонних ремонтных мастерских для ремонта устройств. Законопроект о «праве на ремонт», рассматриваемый в настоящее время в Неваде, является одним из многих законопроектов, которые штаты по всей территории США рассматривают для принятия, хотя ни один из них пока не был успешным.
За пределами США Европейский парламент в ноябре проголосовал за поддержку рекомендаций Комитета по внутреннему рынку и защите прав потребителей ЕС по «Праву на ремонт», включая систему обязательной маркировки потребительской электроники для предоставления явной информации о ремонтопригодности и сроке службы продуктов.