Apple и Google сегодня были оштрафованы на 10 миллионов евро (11 миллионов долларов) итальянским антимонопольным органом за предполагаемое использование пользовательских данных в коммерческих целях без их явного согласия, что является явным нарушением итальянского Кодекса потребителей.
Регулирующий орган утверждает, что как Apple, так и Google используют собранные ими через свои сервисы данные пользователей для рекламной и экономической деятельности без согласия пользователя. Apple «напрямую использует экономическую ценность» собираемых ею данных пользователей для «увеличения продаж своих продуктов и/или продуктов третьих сторон через свои коммерческие платформы (App Store, iTunes Store и Apple Books)», согласно машинному переводу пресс-релиза.
Надзорный орган утверждает, что ни Apple, ни Google не предоставляют пользователям достаточной и немедленной информации о том, что их данные будут использоваться в коммерческих целях. В частности, в тексте штрафа утверждается, что Apple не предоставляет пользователям возможности отказаться от использования их данных в коммерческих целях. Согласно пресс-релизу (машинный перевод):
В случае с Apple, однако, рекламная деятельность основана на методе получения согласия на использование данных пользователя в коммерческих целях без предоставления потребителю возможности предварительного и явного выбора относительно обмена его данными. Эта архитектура сбора данных, разработанная Apple, не позволяет выразить свою волю в отношении использования своих данных в коммерческих целях. Следовательно, потребитель обусловлен в выборе потребления и подвергается передаче личной информации, которой Apple может распоряжаться в своих собственных рекламных целях, осуществляемых различными способами.
Итальянский орган заявил, что при создании Apple ID, что необходимо для доступа к любым сервисам Apple, Apple не «немедленно и явно предоставляет пользователю какую-либо информацию о сборе и использовании (их) данных в коммерческих целях». Надзорный орган добавил, что Apple только сообщает пользователям, что их данные будут использоваться для улучшения и персонализации их опыта, а не для коммерческих целей.
Например, при использовании App Store Apple показывает пользователям всплывающий экран, информирующий их о том, что Apple может использовать некоторые их данные для «предоставления функций, защиты наших услуг или персонализации вашего опыта». Хотя орган правильно указывает на отсутствие у Apple признания того, что данные будут использоваться в коммерческих целях, он не предоставляет примеров или доказательств того, что Apple участвовала в подобной деятельности.
Политика конфиденциальности Apple, доступная всем пользователям на ее веб-сайтах, гласит, что компания будет использовать персональные данные только для обеспечения работы своих услуг, соблюдения местных законов, предотвращения мошенничества и в коммуникационных целях. Политика конфиденциальности Apple также добавляет, что персональные данные могут использоваться для других целей только с согласия пользователя, устраняя любую возможную двусмысленность.
Итальянский антимонопольный орган ранее на этой неделе оштрафовал Apple на более чем 150 миллионов долларов за предполагаемые антиконкурентные действия с Beats и Amazon. Штраф стал результатом расследования, которое установило, что Apple и Amazon ограничивали продажу продуктов Beats через сторонних реселлеров, пытаясь подавить конкуренцию.
Обновление: В заявлении для *MacRumors* Apple заявила, что точка зрения регулирующего органа «неверна» и что компания планирует обжаловать решение. Apple также заявила, что отправляет маркетинговые электронные письма клиентам только после получения их явного согласия и что она использует свой экран «Данные и конфиденциальность», чтобы информировать пользователей о том, как используются их персональные данные. Apple также заявила, что не персонализирует ни один из своих сервисов, включая цифровые магазины, для детей и позволяет пользователям отключать персонализацию в любое время.
Мы считаем, что точка зрения регулирующего органа неверна, и будем обжаловать решение. Apple имеет давнюю приверженность конфиденциальности наших пользователей, и мы прилагаем невероятные усилия для разработки продуктов и функций, которые защищают данные клиентов. Мы обеспечиваем прозрачность и контроль, ведущие в отрасли, для всех пользователей, чтобы они могли выбирать, какой информацией делиться, а какой нет, и как она используется.