Несколько сторонних браузерных компаний отметили резкий рост установок на iPhone после того, как Apple внесла значительные изменения в iOS, чтобы соответствовать Закону о цифровых рынках (Digital Markets Act, DMA) в Европейском союзе. Однако многие из них недовольны реализацией Apple экрана выбора браузера по умолчанию.
В iOS 17.4, выпущенной в прошлом месяце, Apple больше не ограничивает пользователей из ЕС лишь несколькими вариантами браузеров, которые iOS в настоящее время предлагает в качестве альтернатив в других частях мира. Вместо этого пользователям в ЕС, впервые открывающим Safari, предлагается экран выбора, позволяющий им выбрать новый браузер по умолчанию из списка популярных альтернатив в их стране.
По ряду сообщений, это изменение привело к резкому увеличению использования сторонних браузеров. В среду агентство Reuters сообщило, что в марте число пользователей приватного браузера Aloha выросло на 250%. Основной прирост пользователей пришелся на Францию, Бельгию (рост в 3 раза), Германию, Нидерланды, Испанию и Швецию (рост в 2,5 раза), а также Данию, Италию и Польшу (рост в 2 раза).
Браузер Aloha позиционирует себя как альтернативу браузерам, ориентированным на приватность, которые зарабатывают деньги за счет платных подписок, а не путем продажи рекламы за счет отслеживания пользователей. Кипрская компания утверждает, что имеет 10 миллионов активных пользователей в месяц.
«Раньше ЕС был нашим четвертым по величине рынком, сейчас — вторым», — сказал генеральный директор Aloha Эндрю Фрост Мороз в интервью Reuters.
Норвежский браузер Vivaldi, немецкий Ecosia и американский Brave сообщили о росте числа пользователей после нового регулирования. Американский DuckDuckGo, насчитывающий около 100 миллионов пользователей, и его более популярный конкурент, норвежский Opera, также сообщили о значительном увеличении.
Чтобы претендовать на включение в список альтернативных браузеров, компании должны иметь право Default Browser Entitlement, доступное разработчикам. Apple также требует, чтобы приложение было загружено не менее чем 5 000 пользователями iPhone во всех 27 странах ЕС в течение предыдущего календарного года. Apple выбирает до 11 из них для экрана выбора браузера в дополнение к Safari, обновляя список один раз в календарный год.
Google также обновила свое программное обеспечение Pixel, чтобы показывать альтернативные варианты браузеров, и заявляет, что новые устройства Android, произведенные другими компаниями, также будут отображать экран выбора в ближайшие месяцы.
Несмотря на то, что пользователи все чаще выбирают альтернативные варианты, компании-разработчики браузеров критикуют Apple и Google за медленное внедрение изменений и считают, что это препятствует миграции от Safari и Chrome. Mozilla, владеющая Firefox, оценивает, что только около пятой части пользователей iPhone в ЕС получили обновление iOS, и утверждает, что внедрение происходит гораздо медленнее, чем предыдущие обновления программного обеспечения Apple.
Некоторые производители альтернативных браузеров также обеспокоены тем, что дизайн экранов выбора в лучшем случае не оптимален. Например, генеральный директор Vivaldi Йон Стивенсон фон Тетцхнер отмечает, что экран выбора Apple появляется только тогда, когда пользователи iPhone открывают Safari, в то время как список браузеров не содержит дополнительной информации.
«Процесс настолько запутан, что пользователям проще выбрать Safari или какой-либо другой известный бренд», — сказал он в интервью Reuters.
Vivaldi также недоволен дизайном. «Список браузеров не содержит дополнительной информации, и это не помогает пользователям сделать осознанный выбор», — сообщил представитель компании изданию TechCrunch. «Если пользователь уже выбрал браузер по своему усмотрению, экран выбора может активно пытаться отвлечь его от него и может даже не включать его в список, который он представляет пользователю».
Ecosia также выразил критику и заявил, что реализация Apple включает «чрезмерно сложный процесс установки» и сохраняет Safari на переднем плане на главном экране iPhone пользователя.
Европейская комиссия в настоящее время расследует дизайн экрана выбора Apple на предмет предполагаемого несоответствия. Расследование проводится совместно с компаниями-разработчиками браузеров, которые, вероятно, будут призывать регуляторов к более строгому внедрению, чтобы выровнять конкурентное поле.