Антимонопольные органы ЕС в понедельник признали iPadOS, операционную систему Apple для iPad, значительным цифровым «привратником» в соответствии с новыми правилами ЕС для технологических компаний. Эти правила содержат строгие требования, направленные на стимулирование честной конкуренции и расширение возможностей для потребителей.
В сентябре прошлого года Еврокомиссия признала Apple «привратником» для своей операционной системы iOS для iPhone, ее веб-браузера Safari и App Store. В тот же день Комиссия начала рыночное расследование, чтобы оценить, является ли iPadOS важным каналом для бизнес-пользователей для доступа к конечным пользователям, с целью определить, следует ли признать ее «привратником».
Это расследование теперь завершено. Согласно пресс-релизу Еврокомиссии, опубликованному в понедельник, расследование Комиссии показало, что Apple «демонстрирует черты «привратника» в отношении iPadOS» по следующим причинам:
- Число бизнес-пользователей Apple в одиннадцать раз превысило количественный порог, в то время как число конечных пользователей было близко к порогу и, как ожидается, возрастет в ближайшем будущем.
- Конечные пользователи привязаны к iPadOS. Apple использует свою обширную экосистему, чтобы отговорить конечных пользователей от перехода на другие операционные системы для планшетов.
- Бизнес-пользователи привязаны к iPadOS из-за ее большой и коммерчески привлекательной базы пользователей, а также ее важности для определенных сценариев использования, таких как игровые приложения.
Теперь Комиссия предоставила Apple шестимесячный срок для полного соответствия обязательствам, установленным Законом о цифровых рынках (DMA). Это означает, что мы можем ожидать принудительных изменений в iOS, таких как альтернативные магазины приложений, веб-дистрибуция и альтернативные браузеры, которые также появятся в iPadOS в предстоящем обновлении.
«Закон о цифровых рынках — это динамичный инструмент, который позволяет нам решать проблемы цифровых рынков», — заявила Маргрете Вестагер, исполнительный вице-президент, отвечающая за политику конкуренции. «Сегодня мы включили iPadOS от Apple в сферу действия обязательств DMA. Наше рыночное расследование показало, что, несмотря на несоответствие пороговым значениям, iPadOS представляет собой важный канал, на который полагаются многие компании для охвата своих клиентов. Сегодняшнее решение обеспечит сохранение справедливости и конкурентоспособности также и на этой платформе, в дополнение к 22 другим услугам, которые мы обозначили в сентябре прошлого года. У Apple есть шесть месяцев, чтобы привести iPadOS в соответствие с DMA.»
Чтобы быть классифицированной как «привратник» согласно DMA, компания должна соответствовать определенным критериям, включая объем продаж в ЕС не менее 7,5 миллиардов евро или рыночную капитализацию 75 миллиардов евро и выше. Данное обозначение также требует, чтобы платформы или услуги имели более 45 миллионов активных пользователей в месяц и более 10 000 активных бизнес-пользователей ежегодно в пределах ЕС.
Alphabet, Amazon, Apple, ByteDance, Meta и Microsoft были признаны «привратниками» Комиссией, и они должны были полностью соблюдать все обязательства DMA к 7 марта.
Компании, которые не соблюдают новые правила, рискуют столкнуться с расследованиями ЕС, значительными штрафами и применением «мер по исправлению поведения или структуры». Штрафы могут достигать 10 процентов от мирового дохода компании, с 20-процентным штрафом за повторные нарушения.