Ранее на этой неделе Тим Кук объявил о найме Джона Брауэтта на должность старшего вице-президента отдела розничной торговли Apple вместо Рона Джонсона. Проведя более 10 лет в Apple, с нуля построив самую успешную в мире розничную сеть, Джонсон был назначен генеральным директором JC Penney с трудной задачей по восстановлению одного из самых известных универмагов страны.
Джонсон объявил об уходе из Apple в июне 2011 года, а к августу рекрутеры Apple активно искали ему замену. Любопытно, что для компании, в которой почти вся исполнительная команда состоит из «доморощенных» специалистов, появились сообщения о том, что Apple пользуется услугами рекрутингового агентства Egon Zehnder для подбора идеального кандидата. Издание Wall Street Journal сообщило, что Стив Джобс, находившийся в то время в медицинском отпуске, принимал непосредственное участие в решении нанять внешнюю фирму «в основном потому, что хотел рассмотреть кандидатов из-за рубежа».
Вся исполнительная команда Apple, за исключением недавно нанятого Брауэтта и Брюса Сьюэлла, генерального юрисконсульта Apple, работает в компании более 10 лет. За исключением должности генерального юрисконсульта, руководящая команда Apple оставалась достаточно стабильной на протяжении второй эпохи Стива Джобса.
Из почти двух десятков нынешних и бывших руководителей лишь горстка была нанята извне компании, а не повышена внутри; только один — генеральный юрисконсульт Брюс Сьюэлл — до сих пор работает в фирме. Самым известным неудачным внешним наймом Apple стал Марк Папермастер, давний сотрудник IBM, нанятый Apple в 2008 году на должность старшего вице-президента по проектированию аппаратного обеспечения устройств. После продолжительной судебной тяжбы с IBM из-за подписанного им соглашения о неконкуренции он возглавил команды, ответственные за iPod и iPhone, а также, предположительно, за раннюю разработку iPad.
Папермастер начал работать в Apple 24 апреля 2009 года, почти через шесть месяцев после первоначального найма. Он покинул компанию всего через 15 месяцев, сразу после скандала Antennagate.
Он возглавлял подразделение, создавшее iPhone 4, и уход Папермастера выглядел как уход руководителя, взявшего на себя вину за предполагаемые проблемы с флагманским продуктом Apple. Однако в книге Адама Лашински Inside Apple отмечается, что дело было не только в простом провале продукта. Годы работы Папермастера в IBM плохо подготовили его к агрессивной корпоративной культуре на высшем уровне Apple.
Стив Джобс был в отпуске по состоянию здоровья, когда Папермастер, который отказался от неоднократных просьб об интервью, начал работать в Apple. К тому времени, когда Джобс вернулся, о Папермастере говорили, что он не вписывается. Его не воспринимали как активного борца за свое подразделение, что является обязательным требованием внутри компании. «Папермастер — действительно хороший парень, которого, как говорят, можно было бы пригласить выпить пива», — сказал кто-то, кто общался с ним во время его работы в Apple. «Он теплый, терпеливый и готов слушать — просто не те качества, которые нужны Apple. Это было настолько очевидно для всех». Говорили, что, когда он вернулся на работу, Джобс мало обращал внимания на Папермастера, что означало, что новый руководитель достиг статуса «болвана» по взыскательной оценке основателя.
Inside Apple полна историй об уникальной культуре Apple, таких как отсутствие отчетов о прибылях и убытках по отдельным подразделениям, в отличие от большинства крупных компаний. Своеобразная культура Apple и полное отсутствие внешних кадров на высших позициях, а также короткий срок службы тех, кто был нанят, означают, что Джон Брауэтт, нынешний генеральный директор европейского ритейлера электроники Dixons Retail, может столкнуться с трудностями.
Как из пресс-релиза Apple с сообщением о переходе, так и из письма, которое Тим Кук отправил клиенту Apple о найме Брауэтта, ясно, что Apple нанимает Брауэтта не из-за его опыта работы в Dixons. Наем Брауэтта вызвал некоторые опасения у поклонников Apple из-за плохого покупательского опыта в различных розничных сетях, которыми он руководил. Вместо этого Кук нанимает Брауэтта за его энтузиазм в отношении потрясающего обслуживания клиентов — то, чему Apple уделяет большое внимание, — а также за его международный опыт.
Джон Брауэтт — первый крупный наем Тима Кука в качестве генерального директора, и многие аналитики и поклонники Apple будут внимательно следить за тем, как это развернется. Хотя вполне вероятно, что Стив Джобс имел значительное влияние на процесс как до своего ухода с поста генерального директора, так и до своей смерти, Тим Кук, бесспорно, контролирует ситуацию.
Первый Apple Store открылся в 2001 году, более 10 лет назад. Следующие 10 лет Apple Retail называет в компании «десятилетием значимости». Весьма вероятно, что розничная торговля останется самой примечательной корпоративной инициативой Apple — демонстрирующей как бренд, так и его продукты миллионам посетителей в неделю — и Джон Брауэтт, полный аутсайдер, — это выбор Apple для ее управления.